МЕТОДИКА ВЫРАЩИВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЩЕНКА

Первый месяц жизни (подсосный период)
Краткая характеристика периода: активизация анализаторов и совершенствование сенсорного восприятия; активный сбор информации об окружающей среде; первый опыт общения с человеком в ходе прикорма.

Норма реакций: резкое преобладание пищевого поведения; исследовательская активность на высоком уровне; слабая активно-оборонительная реакция; сексуальное и пассивно-оборонительное поведение отсутствуют.

Норма контакта с человеком – физиологический контакт.

Недоразвитие психики: недостаточная активность анализаторов; слабая пространственная ориентация; недостаточность представлений о роли человека.


Возможные последствия: осложнение сенсорных контактов с окружающей средой, что приводит к информационной недостаточности; трудности в отношениях с хозяевами. Стрессы типов 1-1 и 1-2.

 

Необходимые мероприятия:

 

  • "прогулки" вне гнезда под контролем матери;
  • помещение в гнездо игрушек и мелких предметов;
  • тактильный контакт со щенком (поглаживания, поддержка руками); прикорм из рук,
  • ориентирующий щенка на запах человека; голосовой контакт с подражанием звукам, издаваемым
  • сукой; подзыв на кормежку специальным звуком (хлопок в ладоши, свист, щелканье языком и
  • т.п.);
  • в трехнедельном возрасте – ознакомление с пространством (перевод в "манеж" с выделением
  • функциональных зон – спальной, игровой, гигиенической);
  • первичное знакомство с посторонними людьми.
  •  

Основные навыки:

  • самостоятельное питание, включающее все основные виды пищи;
  • уверенный подход на условный сигнал подзыва;
  • знакомство с командой запрета ("Фу!");
  • знакомство с голосом и речью человека;
  • знакомство с пространством квартиры;
  • знакомство с повседневными событиями;
  • представление о посторонних людях;
  • интерес к игрушкам и другим предметам.

 

Второй месяц жизни

 

  • Краткая характеристика периода: смена хозяина и отъем от матери; как следствие – необходимость повторной адаптации к новой среде обитания; расширение объема пространственного восприятия; активизация наследственных стереотипов поведения (видовых и породных); развитие пространственного восприятия; совершенствование контакта с человеком.
  • Норма реакций: аналогично первому месяцу жизни.
  • Норма контакта с хозяином – бытовой с элементами эмоционального.
  • Недоразвитие психики во втором месяце жизни: информационная недостаточность; плохо сформированные логические структуры; слабая активизация стереотипных форм поведения; невозможность различения ситуаций; при отсутствии прогулок – недостаток двигательной активности с последующим нарушением движений; нарастание возбудимости.
  • Возможные последствия: недостаточное физиологическое развитие; осложнения в формировании
  • контакта с хозяином. Стрессы типов 1-1, 1-2, 2-1, 2-2.

 

Необходимые мероприятия и навыки:

 

  • приучение к имени и его вариантам (ласково-уменьшительные, сердито-угрожающие и т.п.);
  • приучение к месту и продолжительному пребыванию на нем;
  • выработка подзыва по команде "Ко мне!";
  • окончательное формирование запрета (команда "Фу!");
  • усиление ориентации на человека путем "кормления по правилам";
  • развитие процессов торможения за счет команды "Сидеть";
  • знакомство с правилами поведения в семье – закладка критериального уровня психики и анализа ситуаций;
  • знакомство с особенностями и функциями предметов, с их пространственными соотношениями;
  • развитие эмоциональной ориентации на человека с одновременным регулирование
  • пищедобывательных стереотипов при помощи команды "Больно".
  • При воспитании шоу-собак в этом возрасте начинается ринг-дрессура (стойка, показ зубов, движение).

 

Третий и четвертый месяцы жизни

 

  • Краткая характеристика периода: повышенная возбудимость и лабильность психики; возрастные страхи; необходимость первичной социализации; расширение физических возможностей; развитие координации движений и пространственного восприятия.
  • Норма реакций: резкое преобладание пассивно-оборонительной реакции; выражены пищевая и
  • исследовательская реакции; начатки сексуального поведения; активно-оборонительная реакция отсутствует.
  • Норма контакта: преобладание эмоционального контакта с заботой о защищенности щенка
  • Недоразвитие психики: недостаточность стереотипного уровня; эмоциональный дисбаланс;недоверие к хозяину; недоразвитие экстраполяционного мышления.
  • Возможные последствия: отсутствие адекватных поведенческих форм; закрепление повышенной
  • возбудимости; непредсказуемость поведения; истероидные и невротические реакции; нарушение отношений с хозяином. Стрессы типов 3-2, 3-3 и стрессы высших уровней.

 

Необходимые мероприятия и навыки:

 

  • основные команды управления поведением ("Сидеть", "Рядом", "Ко мне", "Гуляй", "Фу!");
  • предметные игры; поисковые игры; игры с человеком;
  • восприятие человеческой речи;
  • окончательное формирование норм поведения для стандартных ситуаций.

 

Седьмой-восьмой месяцы жизни

  • Краткая характеристика периода: физическое развитие – 90%; окончательное развитие движений и пространственного восприятия; полная физическая самостоятельность; социализация по типу
  • молодняка; формирование самооценки.
  • Норма реакций: выражены все основные реакции со слабым преобладанием сексуального поведения.
  • Норма контакта: формальный.
  • Недоразвитие психики: недостаточность стереотипного поведения и критериев выбора поведенческих форм; эмоциональный дисбаланс; недостаточность аналитического мышления.
  • Возможные последствия: непредсказуемость и нестабильность поведения; "комплекс верхценности"; непослушание и недостаточная ориентация на хозяина. Стрессы типов 3-2 и 3-3,  a также четвертого уровня.

 

Необходимые мероприятия и навыки:

 

  • полный набор навыков курса общего послушания;
  • работа на тренажерах и снарядах (с учетом воздействия на самооценку);
  • тренировка уравновешенности нервных процессов за счет чередования возбуждения и торможения;
  • развитие стайного и территориального поведения;
  • полное управление поведением собаки в нестандартных ситуациях;
  • выработка окончательной ориентации на хозяина.

 

Десятый-двенадцатый месяцы жизни

 

  • Краткая характеристика периода: окончательная социализация как в видовых, так и в межвидовых отношениях; окончательное формирование самооценки; выработка всех основных форм поведения (втом числе и стратегий).
  • Норма реакций: выражены основные реакции со значительным преобладанием активнооборонительного и сексуального поведения; пассивно-оборонительная реакция отсутствует.
  • Норма контакта: формальный с зачатками сотрудничества.
  • Недоразвитие психики: недостаточная социализация; неадекватная самооценка; доминирование над хозяином.
  • Возможные последствия: недостаточность аналитического и стратегического мышления; отказ от послушания; агрессия к хозяину и посторонним людям и собакам. Стрессы высших уровней психики.

 

Необходимые мероприятия и навыки:

 

  • ревизия управления поведением с закреплением роли человека-лидера;
  • использование синонимичных команд;
  • вторичное научение с формированием адекватных реакций на события;
  • начало функционального обучения;
  • передача управления другим членам семьи ("постовые команды");
  • развитие ответственности за человека;
  • развитие самостоятельности и инициативы в поведении в рамках общих социальных норм.
  •  

Развивающие и коррегирующие игры

 

Игры, применяемые для развития щенков и молодых собак, а также для коррекции психики у взрослых собак, тренируют недостаточные механизмы мышления, определение стиля игрового общения с хозяином, приемы стабилизации психики и игрового подчинения. Во многих случаях используются обучающие игры, помогающие закрепить определенные поведенческие программы. В процессе игры может тренироваться и совершенствоваться также и уравновешенность центральной нервной системы – это прием так называемого "переключения", основанный на смене возбуждения торможением и наоборот. Необходимо учитывать и тот факт, что именно игры представляют собой один из наиболее естественных и эффективных механизмов формирования контакта с хозяином, особенно у собак неслужебного назначения.

Все игры имеют дружелюбную и веселую эмоциональную окраску, хозяин, играя с собакой, подчеркивает это смехом, ласковым голосом и т.п. Игры возможны только при тех обстоятельствах, когда собака чувствует себя в полной безопасности – это важное условие, отвечающее нормам естественного поведения животных. Все игры усложняются очень постепенно, только после надежного освоения более простых вариантов.

В практике формирования и коррекции психики собак используются следующие группы игр. "Ладушки" – игра, основанная на жестах рук и прикосновениях к передним лапам собаки. Эффективность этого приема обусловлена тем, что отношение к прикосновению к передним лапам служит признаком доверия собаки к человеку. Одновременно достигается сосредоточение собаки на действиях хозяина, развитие наблюдательности по отношению к человеку. Еще одним положительным результатом применения этой игры служит дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве.

Игра применяется в двух основным вариантах. Один из них напоминает известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Хозяин похлопывает собаку по передним лапам, слегка придерживает их рукой. Собака может отдергивать лапы и даже пытаться сама касаться ими руки хозяина.

Второй вариант состоит в негромких хлопках в ладоши по разные стороны от головы собаки.

Собака, оглядываясь, делает движение головой к хозяйской руке. Это начальное движение хватки поощряется, но укус хозяйской руки запрещается.

"Ладушки" используются для развития щенков начиная с полутора-двухмесячного возраста. Развитие аналитического мышления обеспечивается применением "поисковых игр", тренирующих механизмы тонкой дифференциации и развивающих критериальный уровень СИМ. Эти игры представляют собой и прекрасные партнерские игры, эффективно развивающие отношения собаки с хозяином.

Игра "Обыск помещения" основана на соответствующем навыке розыскных собак. На полу раскладываются несколько (не более шести) кусочков лакомства, один из них дается собаке для занюхивания. При этом произносится команда "Нюхай", поощряемая словесной похвалой и повтором так же, как при выработке любого навыка ("Хорошо, молодец, нюхай!"). Затем хозяин на глазах у собаки бросает обнюханный кусочек в сторону тех, что разложены на полу. Хозяин произносит команду "Ищи". Каждый найденный кусочек служит наградой за усилия по розыску, а хозяин дополнительно хвалит собаку. При любом затруднении хозяин помогает собаке, показывая, где может находиться кусочек. Главная задача состоит не в том, чтобы собака отыскала хитро запрятанный кусочек, а в том, чтобы она собрала все разложенные хозяином кусочки. Это способствует концентрации внимания на выполняемых действиях и удержанию внимания в течение необходимого времени. Количество кусочков меняется по воле хозяина. В конце игры, когда все кусочки собраны, хозяин дает собаке лакомство из своей руки и щедро хвалит ее за успехи.

Усложнение игры достигается за счет раскладывания кусочков на большем расстоянии друг от друга, на мебели, за предметами, под предметами и т.п. На следующем этапе кусочки лакомства заменяются несколькими одинаковыми предметами, не вызывающими у собаки такого интереса, как пища. Этими предметами могут служить палочки- "апорты" или специально сшитые небольшие подушечки, набитые ватой или тряпьем. Для облегчения задачи на первом этапе эти предметы могут быть пропитаны определенным запахом, хорошо различимым собакой. Запрещается использование спиртосодержащих веществ, парфюмерных запахов и особо привлекательных пищевых запахов (мяса, колбасы и т.п.). Хорошо оправдало себя применение съедобных пряных трав – укропа, петрушки, сельдерея. Правила игры остаются прежними – собака должна собрать все разложенные в помещении предметы, число которых меняется по усмотрению хозяина. Знаком окончания упражнения и здесь служит лакомство,предлагаемое собаке из руки.

После перехода к собиранию предметов, игра может выполняться и на улице – вариант "Обыск

местности". Игры группы "Обыск" применяются начиная с трех-четырехмесячного возраста щенка.

Более сложна для освоения игра, называемая (по аналогии с розыскным навыком) "Выборка по

запаху". Шесть палочек или подушечек, использовавшихся на предыдущем этапе как неразличимые

предметы, попарно помечаются (например, цифрами, выполненными одним и тем же фломастером)

и пропитываются тремя разными запахами. Для этого достаточно пару предметов с номером 1

подержать в течение нескольких часов в мешочке с укропом, пару с номером 2 – в мешочке с

петрушкой, пару с номером 3 – в мешочке с сельдереем. Раскладываются все предметы, а один из

них дается для занюхивания. Задача собаки состоит в том, чтобы выбрать из всех предложенных

предметов тот, который представляет собой пару по предъявленному ей запаху. Задание становится

тем сложнее, чем ближе друг к другу лежат эти предметы. На последнем этапе предметы

выкладываются в ряд, а положение искомого предмета в ряду меняется. "Выборка" применяется

примерно с пятимесячного возраста щенка.

Игра, условно называемая "Наперстки", несколько напоминает аналогичную азартную игру людей.

В ней используются от двух до пяти коробок размером примерно с голову собаки, в которых можно

сделать небольшие отверстия, облегчающие восприятие запаха. Под одну из коробок кладется

кусочек лакомства, обладающего соблазнительным для собаки запахом. Задача собаки состоит в

том, чтобы определить, под которой из коробок находится вкусный кусочек. Взаимное расположение

коробок и, разумеется, положение кусочка меняются по воле хозяина. Усложнение игры достигается

за счет увеличения количества коробок и одновременного использования более чем одного кусочка

лакомства. Хозяин активно помогает собаке в нахождении лакомства, а по окончании игры, когда все

кусочки найдены, дает лакомство из руки. Эта игра может использоваться начиная с четырехпятимесячного возраста.

Наиболее совершенной формой поисковых игр группы "Выборка" является установление

принадлежности предмета человеку по соответствию запаха. Для этого предметы раздаются разным

людям, которые некоторое время держат их в ладонях или подмышками (это более сильный

индивидуальный запах). Собаке предъявляется для занюхивания один из предметов. Ее задача

состоит в том, чтобы показать на того человека, чьим запахом пропитан этот предмет. Этому

упражнению помогает умение собаки различать близких людей по именам или семейным

"должностям". Эту игру можно применять только для взрослых собак, примерно после годовалого

возраста.

Подвижные игры, основанные на апортировке, развивают активность и реактивность поведения, а

также позволяют несколько повысить скорость мыслительных процессов у собак со склонностью к

флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных, либо в процессе

воспитания, либо по своему жизненному опыту. Эти игры наиболее целесообразно применять после

полугодовалого возраста собаки, при достижении ею хорошего физического развития

Для определения целесообразности применения игр, основанных на апортировке, следует

учитывать тот факт, что они существенно увеличивают общую возбудимость центральной нервной

системы собаки, создавая импульсный режим возбуждения и торможения. Поэтому они не

применяются для собак, отличающихся повышенной возбудимостью и холеричностью.

Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они

используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). В силу этого

они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательную мотивацию, а с другой

стороны – снижать активность собаки в охранной деятельности. Некоторые дрессировщики не

только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей.

При обучении апортировке и соответствующим играм необходимо учитывать тот факт, что этот

навык вырабатывается как составной ("Держать" – "Ко мне" – "Дай").

Для регулирования динамических характеристик поведения может использоваться "апортировка с

выдержкой", с переменной длительностью паузы торможения и с выбросом предмета в разных

направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Режим выполнения этого упражнения

можно поставить в зависимость от того, каким тоном хозяин подает соответствующую команду.

Полезно также варьировать команды "Апорт" ("Принеси") и "Играй", когда собака имеет право не

отдавать апортировочный предмет или игрушку хозяину.

Параллельно с апортировочными играми регулирование динамических характеристик поведения и

способность собаки совладать с процессом возбуждения отрабатывается при помощи такого приема,

как "переключение". Для этого в ходе любой игры, несколько возбуждающей собаку, при нарастании

возбуждения дается команда "Сидеть" (для собак с завышенной самооценкой – "Лежать"). При

необходимости собаку можно придержать рукой, но следует все же добиваться того, чтобы команда

выполнялась собакой самостоятельно. Пауза торможения постепенно увеличивается, особенно

плавно – в интервале от пяти до двадцати-тридцати секунд. На втором этапе отрабатывается

увеличение силы возбуждения, при которой собака способна выполнить тормозящую команду.

 

 

Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук

 



Вернуться назад